Баухаус
и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в
искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим
собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных
идей основателей Баухауса. Уже давно стулья из стальных трубок Марселя
Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ считаются «классикой модерна». Они
и другие художники сделали самую знаменитую школу дизайна ХХ века
колыбелью современной разработки продукта.
Баухаус: краткая история
Открытая
архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году высшая школа разработки
форм переехала в 1925 году в Дессау. Концепция Гропиуса состояла во
включении в учебную программу таких предметов, как архитектура,
живопись, столярное дело, ткацкое дело и гончарное дело. Преподавали
знаменитые художники Лионэль Файнингер, Василий Кандинский, Пауль Клее
и Ласло Моголи-Надь. В 1928 году руководство школой принял Ханнес
Майер, а в 1930 году Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 году Баухаус
переехал в Берлин, пока в 1933 году под нажимом нацистов не
самоликвидировался. Эмиграция Марселя Брюера, Вальтера Гропиуса и
Людвига Миса ван дер Роэ способствовала распространению идей Баухауса
по всему миру.
Завораживающая фантазия
Объединение
ремесла и искусства в идеальное целое подвигло архитектора Вальтера
Гропиуса к созданию в 1919 года Баухауса в Веймаре. Изделия Баухауса
должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам
Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение
этого дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из
металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. Но именно
это «развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров
Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного»
возникали типичные модели интерьера. Таким образом был дан старт
промы-шленному серийному производству. Прежде всего, в мебельной
мастерской Баухауса промышленный ди-зайн впервые нашел свое отражение в
продуктах, ставших символами модерна.
Провокация: кресло из металлических трубок
Когда
венгерский столяр Марсель Брюер в середине двадцатых годов изготовил
кресло из сваренных стальных трубок и куска парусины, он создал
абсолютно новый тип мебели. Кресло из стальных трубок является примером
той прозаической эстетики, которая сделала Баухаус таким известным.
Большинство современников видели в хромированных блестящих трубках
вызов «немецкому уюту», но через некоторое время Брюер, изменяя
покрытие металла и придавая изделиям новую форму, ввел свои изделия в
лучшие дома. Уже в начале тридцатых годов стальной стул Торнета стал
изготавливаться серийно. Уже до этого Брюер сделал ряд проектов
«стульев из перекладин», которые своими прямоугольными линиями походили
на машины. Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни»,
которые должны были быть гигиеничными, недорогими и разборными. Его
работы считаются классикой Баухауса, но и другие разработки в области
мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.
Пионеры современного мебельного дизайна
«Разработчики
форм» Баухауса – слова «дизайнер» тогда еще не было в обиходе – дали
огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных
рисунков ковров. Неотъемлемой частью «современной жизни» стали кухни,
которые изначально должны были быть функциональными – предшест-венники
современных встроенных кухонь. Рабочее место также оказалось под
пристальным вниманием «разработчиков форм».
Новые
модели характеризовались недорогими материалами и эстетикой, которой
было чуждо понятие «услужливость». Для детской комнаты Альма
Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой
комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые
соединив такие материалы, как стекло и металл. Мис ван дер Роэ,
напротив, применял для мебели микст из металлических трубок, стальных
лент и кожи, создавая скорее благородно-элегантные изделия.
Продукты для промышленности
Баухаус
был фабрикой идей для зарождавшейся промышленности. Одной из самых
продуктивных художниц была Марианна Брандт, которая первой сделала
решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники.
Успешной разработкой «массового товара» стали обои из Баухауса, которые
имели такой нейтральный рисунок, что могли наклеиваться без особых
усилий и подготовки. Под девизом «Для народа против роскоши» художники
Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель
для человека со скромными доходами.
Мебель из Баухауса: классика дизайна по сей день
Без
первопроходческой деятельности пионеров Баухауса история дизайна была
бы написана по-другому. Кроме кресла из стальных трубок значительно
опередила время «кубически-парящая» разработка Марселя Брюера и Марта
Стама. «Кресло Вайссенхоф» Людвига Миса ван дер Роэ и сегодня выглядит
потрясающе современным. Разработки столовой посуды Марианны Брандт были
найдены в восьмидесятые годы итальянской фирмой «Алесси» и имели
большой успех продаж. Все прототипы Баухауса и сегодня являются
объектом вдохновения современных дизайнеров. Побочным эффектом можно
считать то обстоятельство, что любая мебель строгого дизайна называется
мебелью «Баухаус». Однако это не умаляет достоинств оригинала:
практикуемая Баухаусом гармония искусства, архитектуры, ремесла и
философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается
уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль
изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна.
Совсем коротко: «Form follows function».