Статьи - все о мебели

Главная » Статьи » Конструирование мебели » Конструирование мебели

Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства

Для практической работы над формой любого изделия и особенно при разработке перспектив­ных программ мебели, а также интерьеров необ­ходимо знать причины, которые оказывают вли­яние на эволюцию формы предметов. Незнание или игнорирование закономерностей развития формы может привести к тому, что изделие, в час­тности мебели, придется не к месту в уже сформи­рованном интерьере или просто окажется невост­ребованным. Поэтому изучению эволюции форм материального мира и истории мебели посвяще­но немало работ, среди которых особенно следу­ет выделить работы таких авторов, как Ю. Б. Со­мов, Т. М. Соколова, Н. Н. Соболев,(все-Россия), белорусских авторов Е. М. Сахуты, А. И. Локот-ко, Н. И. Аладовой, А. С. Сергачева, зарубежных Д. Кеса, И. Клюге, Р. Шмутцлера, А. Шнека.

Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления всех объектов материальной культуры, соответствующий обще­ственно-политическому строю, материальным воз­можностям общества, господствующей идеологии, бытовому укладу жизни, уровню развития культу­ры, эстетических представлений людей и т. д. По­этому возникновение новых форм никогда не было случайным, оно являлось отражением возникнове­ния и развития тех или иных формаций.

Эволюция форм архитектуры, техники, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и стиля и моды. Пер­вая группа - это уровень развития техники и техно­логии, материалы и их свойства. Эти факторы ока­зывают влияние на структуру предметов, принци­пы их функционирования и конструкцию и эволю­ционируют форму как бы изнутри. Стиль и мода видоизменяют форму предмета как бы снаружи.

Стиль в архитектуре (а мебель является малой архитектурой) и искусстве понимается как опреде­ленная устойчивая общность содержания, творчес­ких принципов, характера и художественного вы­ражения наиболее существенных признаков пред­метов материальной и духовной культуры конкрет­ного исторического периода. Формирование и ус­тановление нового стиля - процесс длительный. Особенно таковым он был в прошлом.

Мода - это непродолжительное господство оп­ределенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля она характеризуется более кратковременным и поверхностным измене­нием внешних форм бытовых предметов и художе­ственных произведений. Моде свойственна непроч­ная, быстропроходящая популярность.

Говорить о том, что производственные факто­ры меняют форму только изнутри, а стиль и мода -только снаружи, было бы неверно. Влияние тех и других факторов взаимосвязано. Истории извест­но немало примеров, когда замена только матери­ала вела к изменению формы, а с изменением стиля менялась технология или привлекались новые ма­териалы.

Изменение производственных факторов всегда объективно и с одинаковой закономерностью ска­зывается на форме изделий независимо от их со­держания - будь то предметы декоративно-при­кладного искусства или утилитарные. Стиль же и мода по отношению к разным вещам действуют как бы избирательно. На утилитарный предмет они влияют незначительно. Если же он несет боль­шую долю духовного и имеет эстетическую цен­ность, влияние стиля и моды на него сильно воз­растает.

В прошлом, в эпоху ремесленного производства, стиль формировался в сфере архитектуры и изоб­разительного искусства. Считалось, что объекты техники не только не оказывали влияние на фор­мирование стиля, но и не являлись его носителями. В действительности же это не так. Рано или поздно, но стиль распространялся и на технику, хотя и в меньшей мере. Предметы, близкие к искусству (ме­бель, посуда и т. п.), всегда имели тесную связь с ним. Однако художественные начала проникали и в далекий от искусства предметный мир. Так, в пе­риод господства готического стиля, который явил­ся вершиной средневековой инженерной и архитек­турной мысли, единство предметного мира стано­вится уже явным. Архитектурные формы откровен­но копируются и бытовыми предметами (рис 1.1). Мебель и часы XV века оформлены в готическом стиле. Собственно часы являются скорее поводом для богатого декоративного украшения, предназ­наченного для такого же богатого готического ин­терьера. Форма внутреннего пространства архитек­турного сооружения соответствует его наружной форме. Устремленность ввысь, преобладание вер­тикали отражается также и на характере костюма этой эпохи (рис. 1.1, в). Явные черты готического стиля сохраняются в неоготическом стиле XIX века (рис. 1.1, а).

В более поздний период, когда аристократия и церковь стремились выразить свое богатство и пре­стиж, архитектура барокко ХУП-ХУШ веков дала формам пышную декоративность и причудливость. При создании бытовых предметов, как и в архи­тектуре, главное внимание уделялось не функции, а декоративному моменту.

Из приведенных примеров видно, что художе­ственные начала проникали и в далекий от искус­ства предметный мир. Если же степень декоратив­ности предметного мира сильно возрастала, то это приводило к изменению его функции. Например, ружье, инкрустированное дорогими материалами, использовалось уже не на охоте, а в качестве деко­ративного предмета на стене. В разряд декоратив­ных предметов переходит, например, и дорогая посуда из хрусталя или фарфора.

В эпоху развития техники изменение принципа функционирования вещи бывает настолько глубо­ким, что это до неузнаваемости меняет ее конструк­цию и форму. Так, диван из дерева, пружин, ваты и тканей может быть заменен на полиэтиленовую оболочку, наполненную воздухом, а массаж тела человека выполняет само кресло, но уже другой, нетрадиционной конструкции. Рано или поздно, но технический прогресс всегда приходит в жилище человека, принося с собой и новые формы.

В производстве мебели применяется несколько сотен видов материалов, при этом нередко быва­ют замены одного другим. В связи с этим важно рассмотреть, насколько форма и конструкция из­делия обусловлены материалом и технологией про­изводства. Этот анализ выполнен на примерах предметов для сидения.

На рис. 1.2, а показан стул столярной конст­рукции, собранный на шиповых вязках из брус­ков, изготовленных из массивной древесины. Ин­формацию о том, что это именно такой стул и что он имеет тканевую обивку сиденья и спинки, дает его форма и рисунок обивки. Более того, опытно­му специалисту становятся известными и другие особенности конструкции и технологии. Такая ин­формация, которую дает внешний вид предмета, назывется информативностью формы. У показан­ного стула она высокая, так как данный предмет не обладает внутренним устройством или скры­тыми механизмами. Аналогичную степень инфор­мативности имеет также кресло (рис. 1.2, в) и ко­мод столярного типа (рис. 1.2, г). По текстуре де­талей комода можно определить даже породу дре­весины, из которой он изготовлен (сосна). Форма стульев и их конструкция - как бы синонимы: фор­ма раскрывает конструкцию, а она, в свою оче­редь, информирует о форме. Заметим, что чем сложнее предмет, тем меньшей информативностью обладает его форма. Предметы мебели с простран­ственной структурой обладают большей степенью информативности формы, чем с закрытой объем­ной структурой.

Форма показанного на рис. 1.2, б кресла инфор­мирует о том, что оно гнутое. Именно технология гнутья характерна для данной формы.

Три технологии изготовления деталей сошлись в одном не сложном по конструкции стуле (рис. 1.2, д). Ножки и нижние проножки - точеные, цар-ги - брусковые детали (столярная конструкция), спинка - гнутоклееная. Однако все технологии объединились в единое целое с помощью материа­ла и формы, и предмет получил композиционную целостность и завершенность.

Полную информацию о материале и техноло­гии изготовления дает форма стула, показанная на рис. 1.2, е. Безошибочно можно сказать, что нож­ки этого стула плоскоклееные, а спинка - гнуто-клееная из лущеного шпона.

Совершенно иное представление о предмете, по сравнению с приведенными выше, дает форма сту­ла, показанного на рис. 1.2, ж. Такую форму из цельной древесины или из шпона воспроизвести невозможно. Для реализации такой формы остает­ся литье из пластмассы. Весь предмет получается за одну отливку.

Кроме сведений о материале и технологии фор­ма предмета несет также временную и образную информацию. Так, форма стульев и кресел, пока­занных на рис. 1.2, говорит о том, что данные из­делия относятся к нашему времени или недалеко­му прошлому. Современность данных изделий под­тверждает и современная индустриальная техноло­гия, характерная для их производства.

тиля материального мира:

Рис 1 1 К представлению о единстве стиля материального мира: а-собор в Реймсе, XII в.; б-готическая скамья для клироса, Чехия, 1483 г.; в - фрагмент интерьера храма в Амьене и готический костюм; г - часы периода готики, XV в.; д - кресло в неоготическом стиле, XIX в. (подлокотники и спинка копируют готические формы и приемы декорирования)

формы изделий с материалом и технологией

Рис. 1.2. К представлению о связи формы изделий с материалом и технологией: а - стул столярной конструкции, массивная древесина, обивка - ткань; б - гнутое кресло, древесина сильно пластифицирована; в - мягкое кресло, каркас - массивная древесина; г - комод, сосна, ножки токарной работы; д - стул столярный с точеными ножками и гнутоклееной спинкой; е - стул с плоскоклееными ножками и гнутоклееной спинкой; ж - стул пластмассовый арми­рованный.

 



Источник: http://mebel-uyt.com.ua
Категория: Конструирование мебели | Добавил: mebel-uyt (08.09.2009) | Автор: Vladimir
Просмотров: 3674 | Комментарии: 1 | Теги: технология производства, эволюции форм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Разделы статей
Поиск по сайту
Новости статей
[08.09.2009]
Конструирование мебели

Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства (1)
[08.09.2009]
Конструирование мебели

Функции мебели и основные требования к ней (0)
[04.09.2009]
Конструирование мебели

Виды и классификация мебели (3)
[01.09.2009]
Как выбрать качественную мебель

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ (0)
Калькулятор
Облако тегов
Новости сайта
[27.04.2009][Новости сайта]
Обновился дизай... (1)
[29.04.2009][Новости сайта]
Добавился разде... (0)
[23.05.2009][Новости сайта]
Добавлен раздел... (1)
Статистика
Смотреть онлайн
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0