Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства
Для практической
работы над формой любого изделия и особенно при разработке перспективных
программ мебели, а также интерьеров необходимо знать причины, которые
оказывают влияние на эволюцию формы предметов. Незнание или игнорирование
закономерностей развития формы может привести к тому, что изделие, в частности
мебели, придется не к месту в уже сформированном интерьере или просто окажется
невостребованным. Поэтому изучению эволюции форм материального мира и истории
мебели посвящено немало работ, среди которых особенно следует выделить работы
таких авторов, как Ю. Б. Сомов, Т. М. Соколова, Н. Н. Соболев,(все-Россия),
белорусских авторов Е. М. Сахуты, А. И. Локот-ко, Н. И. Аладовой, А. С.
Сергачева, зарубежных Д. Кеса, И. Клюге, Р. Шмутцлера, А. Шнека.
Каждой
общественно-экономической формации присущ свой характер оформления всех
объектов материальной культуры, соответствующий общественно-политическому
строю, материальным возможностям общества, господствующей идеологии, бытовому
укладу жизни, уровню развития культуры, эстетических представлений людей и т.
д. Поэтому возникновение новых форм никогда не было случайным, оно являлось
отражением возникновения и развития тех или иных формаций.
Эволюция форм
архитектуры, техники, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп
факторов: производственных и стиля и моды. Первая группа - это уровень
развития техники и технологии, материалы и их свойства. Эти факторы оказывают
влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию и
эволюционируют форму как бы изнутри. Стиль и мода видоизменяют форму предмета
как бы снаружи.
Стиль в
архитектуре (а мебель является малой архитектурой) и искусстве понимается как
определенная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера
и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов
материальной и духовной культуры конкретного исторического периода.
Формирование и установление нового стиля - процесс длительный. Особенно
таковым он был в прошлом.
Мода - это
непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или
культуры. В отличие от стиля она характеризуется более кратковременным и
поверхностным изменением внешних форм бытовых предметов и художественных
произведений. Моде свойственна непрочная, быстропроходящая популярность.
Говорить о том,
что производственные факторы меняют форму только изнутри, а стиль и мода
-только снаружи, было бы неверно. Влияние тех и других факторов взаимосвязано.
Истории известно немало примеров, когда замена только материала вела к
изменению формы, а с изменением стиля менялась технология или привлекались
новые материалы.
Изменение
производственных факторов всегда объективно и с одинаковой закономерностью сказывается
на форме изделий независимо от их содержания - будь то предметы
декоративно-прикладного искусства или утилитарные. Стиль же и мода по
отношению к разным вещам действуют как бы избирательно. На утилитарный предмет
они влияют незначительно. Если же он несет большую долю духовного и имеет
эстетическую ценность, влияние стиля и моды на него сильно возрастает.
В прошлом, в
эпоху ремесленного производства, стиль формировался в сфере архитектуры и изобразительного
искусства. Считалось, что объекты техники не только не оказывали влияние на формирование
стиля, но и не являлись его носителями. В действительности же это не так. Рано
или поздно, но стиль распространялся и на технику, хотя и в меньшей мере.
Предметы, близкие к искусству (мебель, посуда и т. п.), всегда имели тесную
связь с ним. Однако художественные начала проникали и в далекий от искусства
предметный мир. Так, в период господства готического стиля, который явился
вершиной средневековой инженерной и архитектурной мысли, единство предметного
мира становится уже явным. Архитектурные формы откровенно копируются и
бытовыми предметами (рис 1.1). Мебель и часы XV века оформлены в готическом
стиле. Собственно часы являются скорее поводом для богатого декоративного
украшения, предназначенного для
такого же богатого готического интерьера. Форма внутреннего пространства
архитектурного сооружения соответствует его наружной форме. Устремленность
ввысь, преобладание вертикали отражается также и на характере костюма этой
эпохи (рис. 1.1, в). Явные черты готического стиля сохраняются в неоготическом
стиле XIX века (рис. 1.1, а).
В более поздний
период, когда аристократия и церковь стремились выразить свое богатство и престиж,
архитектура барокко ХУП-ХУШ веков дала формам пышную декоративность и
причудливость. При создании бытовых предметов, как и в архитектуре, главное
внимание уделялось не функции, а декоративному моменту.
Из приведенных
примеров видно, что художественные начала проникали и в далекий от искусства
предметный мир. Если же степень декоративности предметного мира сильно
возрастала, то это приводило к изменению его функции. Например, ружье,
инкрустированное дорогими материалами, использовалось уже не на охоте, а в
качестве декоративного предмета на стене. В разряд декоративных предметов
переходит, например, и дорогая посуда из хрусталя или фарфора.
В эпоху развития
техники изменение принципа функционирования вещи бывает настолько глубоким,
что это до неузнаваемости меняет ее конструкцию и форму. Так, диван из дерева,
пружин, ваты и тканей может быть заменен на полиэтиленовую оболочку,
наполненную воздухом, а массаж тела человека выполняет само кресло, но уже
другой, нетрадиционной конструкции. Рано или поздно, но технический прогресс
всегда приходит в жилище человека, принося с собой и новые формы.
В производстве
мебели применяется несколько сотен видов материалов, при этом нередко бывают
замены одного другим. В связи с этим важно рассмотреть, насколько форма и
конструкция изделия обусловлены материалом и технологией производства. Этот
анализ выполнен на примерах предметов для сидения.
На рис. 1.2, а
показан стул столярной конструкции, собранный на шиповых вязках из брусков,
изготовленных из массивной древесины. Информацию о том, что это именно такой
стул и что он имеет тканевую обивку сиденья и спинки, дает его форма и рисунок
обивки. Более того, опытному специалисту становятся известными и другие
особенности конструкции и технологии. Такая информация, которую дает внешний
вид предмета, назывется информативностью формы. У показанного стула она
высокая, так как данный предмет не обладает внутренним устройством или скрытыми
механизмами. Аналогичную степень информативности имеет также кресло (рис. 1.2,
в) и комод столярного типа (рис. 1.2, г). По текстуре деталей комода можно
определить даже породу древесины, из которой он изготовлен (сосна). Форма
стульев и их конструкция - как бы синонимы: форма раскрывает конструкцию, а
она, в свою очередь, информирует о форме. Заметим, что чем сложнее предмет,
тем меньшей информативностью обладает его форма. Предметы мебели с пространственной
структурой обладают большей степенью информативности формы, чем с закрытой
объемной структурой.
Форма
показанного на рис. 1.2, б кресла информирует о том, что оно гнутое. Именно
технология гнутья характерна для данной формы.
Три технологии
изготовления деталей сошлись в одном не сложном по конструкции стуле (рис. 1.2,
д). Ножки и нижние проножки - точеные, цар-ги - брусковые детали (столярная
конструкция), спинка - гнутоклееная. Однако все технологии объединились в
единое целое с помощью материала и формы, и предмет получил композиционную
целостность и завершенность.
Полную
информацию о материале и технологии изготовления дает форма стула, показанная
на рис. 1.2, е. Безошибочно можно сказать, что ножки этого стула
плоскоклееные, а спинка - гнуто-клееная из лущеного шпона.
Совершенно иное
представление о предмете, по сравнению с приведенными выше, дает форма стула,
показанного на рис. 1.2, ж. Такую форму из цельной древесины или из шпона
воспроизвести невозможно. Для реализации такой формы остается литье из
пластмассы. Весь предмет получается за одну отливку.
Кроме сведений о
материале и технологии форма предмета несет также временную и образную
информацию. Так, форма стульев и кресел, показанных на рис. 1.2, говорит о
том, что данные изделия относятся к нашему времени или недалекому прошлому.
Современность данных изделий подтверждает и современная индустриальная технология,
характерная для их производства.
Рис 1 1 К
представлению о единстве стиля материального мира: а-собор в Реймсе, XII в.;
б-готическая скамья для клироса, Чехия, 1483 г.; в - фрагмент интерьера храма в Амьене
и готический костюм; г - часы периода готики, XV в.; д - кресло в неоготическом
стиле, XIX в. (подлокотники и спинка копируют готические формы и приемы
декорирования)
Рис. 1.2. К
представлению о связи формы изделий с материалом и технологией: а - стул
столярной конструкции, массивная древесина, обивка - ткань; б - гнутое кресло,
древесина сильно пластифицирована; в - мягкое кресло, каркас - массивная
древесина; г - комод, сосна, ножки токарной работы; д - стул столярный с
точеными ножками и гнутоклееной спинкой; е - стул с плоскоклееными ножками и
гнутоклееной спинкой; ж - стул пластмассовый армированный.